Поздравляю всех с началом Петрова поста, чем он отличается от других постов и как его провести? Как быть деткам, ведь сейчас каникулы, неужели такую радостную пору как лето нужно ограничивать чем то невкусным? Попробуем найти ответы на эти вопросы.
Как провести Петров пост?
Протоиерей Игорь Пчелинцев
Наступает Петров пост, по-другому его еще называют апостольским. Мы знаем, что он заканчивается праздником святых перво-верховных апостолов Петра и Павла. Мы знаем, что это пост летний, не такой строгий, как Великий или Успенский, что в это время уже появляются первые свежие овощи, поэтому этот пост в целом легкий. Но, к сожалению, для многих православных христиан этим и заканчиваются смыслы Петрова поста. Думается, что было бы логично посвятить время этого поста осмыслению апостольства в Церкви. Было бы слишком дерзновенно взять на себя без благословения апостольское звание, равноапостольных святых не так много в Месяцеслове. Но, тем не менее, каждый христианин все равно должен быть служителем Слова Божия. Слово Христово, сказанное апостолам при Вознесении: «Идите,
научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф.28:19,20) – определило главную апостольскую задачу. Бог послал Святого Духа апостолам, чтобы они несли весть о воскресении во все концы мира. Через апостолов это послушание установилось в церковнойиерархии – у епископов и священников. Епископ и священник, живущий во Христе, старающийся это делать, может искренне повторить за Апостолом: «Ибо, если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не
благовествую!» (1 Кор.9:16). Но это не слагает с мирян обязанности иметь послушание
благовестия. И очень хорошо, если проверить свои силы мы сможем в течение поста, кото-
рый в Церкви назван апостольским. Я бы выделил в этой задаче два основных
направления – апостольство внутреннее и апостольство внешнее. Внутреннее – для
большинства церковных и еще только ищущих своего пути и места в Церкви людей – на-
верное, самое важное. Донести Благую Весть о Воскресении Христовом, о покаянии и
преображении человека Духом Святым прежде всего до своего сердца и ума. Внутренне,
со смирением принять то, что дает человеку, ищущему Бога, Церковь. Научиться простым
вещам – просто верить, просто молиться, как я говорю своим студентам: «Без заламыва-
ния рук и закатывания глаз» (разумно и без психического надлома).
Наша внутренняя убежденность в правоте Слова Божия вместе с покаянием и жизнью
в Церкви должна дать нам самое творческое основание для нашего апостольства – мир
сердечный, иное, по сравнению с миром суетным, отношение к Богу, Церкви, человеку и себе самому. Мир, любовь, прощение, сострадание, сочувствие, боль сердечная о
неправде и несправедливости – противоположные ненависти и равнодушию качества
души-христианки. Мы должны дать Богу привить эти добрые вещи к ветвям нашей личности. Прирастить нас к Себе Самому, Он – лоза, мы – ветви. И без Него не можем творить ничего. Все в Боге и обретает свою ценность, в том числе и благовествование. И очень важно апостольство внешнее, потому что как христиане мы ответственны и за ближ-
них, далеких, за весь мир. Даже если кажется, что ну никак не может хватить сил нашей души
на самого себя, куда уж до целого мира! У одного человека никогда не достанет сил
спасти мир – он может только сотрудничать Богу, содействовать исполнению Его воли в
мире – чтобы все познали Истину и спаслись.…Но «наставляйте друг друга каждый
день,.. чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом» (Евр.3:12-13).
Во времена «дикого рынка» и навязчивого маркетинга мы научились бояться тех, кто
обещает нам что-то хорошее. Мы по душевной робости боимся предлагать нашу веру другим,
как если бы речь шла о товаре. Мы имеем чувство уважения к окружающим и не желаем, чтобы о нас подумали, что мы навязываем свою точку зрения или пытаемся в чем-то
«самом верном и правильном стопроцентно убедить». Особенно, если речь идет о такой
личной теме для разговора, как доверие Богу. Для христиан возвещать Благую Весть вос-
кресения не значит говорить об учении, наборе параграфов и пунктов, который следует
выучить наизусть. Благовествовать – значит, в первую очередь, свидетельствовать о вну-
треннем преображении человеческого существа. Благовествовать – не только значит го-
ворить с кем-то об Иисусе или о Православии как таковом, а, намного глубже, привлечь
внимание человека к тому, насколько он ценен для Бога. Так об этом говорили и святые
отцы, и многие подвижники, знающие о действии благодати Святого Духа в человеке.
Но наше внешнее свидетельство о Христе и Церкви может проистекать только из по-
следствий внутреннего апостольства, усвоения себе через законные церковные сред-
ства – пост, молитву, милостыню, Таинства (сколько уже говорилось об этом!) жизни во
Христе. Иначе наши слова не будут иметь духовной силы.
Для христиан возвещать Благую Весть воскресения не значит говорить об
учении, наборе параграфов и пунктов, который следует выучить наизусть.
Благовествовать – значит, в первую очередь, свидетельствовать о
внутреннем преображении человеческого существа.
Вопрос священнику
Нужно ли в пост есть невкусно?
«Из постных продуктов можно приготовить изысканные блюда. Не является
ли это грехом? Может быть, правильно в пост отказываться не только от скором-
ной, но и вообще от вкусной пищи?» Отвечает протоиерей Александр БО-
РИСОВ, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана в Шубине (Москва):
Можно так разнообразить постную пищу,
что и разговляться не захочется. Особенно Успенским постом – в конце лета много дешевых овощей и фруктов. Но такой пост теряет смысл. Ведь суть поста не просто в отказе от животной пищи, а в ограничении удовольствий. Сознательно лишая себя утешения, которое
мы получаем от вкусной пищи и вина, мы становимся чувствительнее к духовной жизни.
Если же человек озабочен, как поизысканнее поесть, ему не до духовного. Хотя он и отказы-
вается от животной пищи, но радости жизни в Господе не получает. Всему свое время. Конча-
ется пост – приходит праздник, и мы радуемся, накрываем праздничный стол, зовем гостей,
угощаем их вкусной пищей, вместе славим Господа, в том числе и благодарим Его за вкусную
трапезу, ведь это тоже дар Божий. А постом заботы о еде должны занимать минимум времени. Но искусственно делать пищу невкусной не только не нужно, но и грешно – мы же во славу
Божию вкушаем! Постная пища должна быть простой, здоровой и быстрой в приготовлении.
И не надо забывать об умеренности – если простой картошкой до отвала наестся, тоже будет
не до молитвы, не до чтения Евангелия, не до размышлений о вечном.
Мы от всего в жизни получаем удовольствие – от каждого цветка, от солнца, от пения птиц,
шелеста листьев. Да и от того, что мы просто дышим. Что же, не жить? Просто нужна рассуди-тельность. Получать удовольствие от разумного удовлетворения потребностей нормально. Грех – когда это удовлетворение переходит в страсть, мы хотим насыщаться все больше, есть все изощреннее. Первое – чревобесие, второе – гортанобесие. Конечно, пост подразумевает ограничение удовольствий, но только глубокие молитвенники и аскеты могут есть совсем невкусную пищу и не замечать этого. Большинству же людей, тем более мирянам, совсем без утешения даже в пост тяжело. Часто люди, особенно новоначальные, прочитав о подвигах святых, пытаются подражать им внешне, в том числе и постятся очень строго, безжалостно по отношению к себе, а в результате впадают в уныние, некоторые даже до нервных срывов себя
доводят. Нужна мера, которая у каждого своя. Пища должна быть простой, но достаточно
сытной и вкусной. Не может простой человек есть совсем без удовольствия
нее.
Журнал «Нескучный сад»
Пост ⇐ Что слышно в мире православном
Здесь можно поделиться православными новостями
Модератор: Натик
1372589242
alramin
[i][color=#8000BF]Поздравляю всех с началом Петрова поста, чем он отличается от других постов и как его провести? Как быть деткам, ведь сейчас каникулы, неужели такую радостную пору как лето нужно ограничивать чем то невкусным? Попробуем найти ответы на эти вопросы.[/color][/i]
[b]Как провести Петров пост?[/b]
[i]Протоиерей Игорь Пчелинцев[/i]
Наступает Петров пост, по-другому его еще называют апостольским. Мы знаем, что он заканчивается праздником святых перво-верховных апостолов Петра и Павла. Мы знаем, что это пост летний, не такой строгий, как Великий или Успенский, что в это время уже появляются первые свежие овощи, поэтому этот пост в целом легкий. Но, к сожалению, для многих православных христиан этим и заканчиваются смыслы Петрова поста. Думается, что было бы логично посвятить время этого поста осмыслению апостольства в Церкви. Было бы слишком дерзновенно взять на себя без благословения апостольское звание, равноапостольных святых не так много в Месяцеслове. Но, тем не менее, каждый христианин все равно должен быть служителем Слова Божия. Слово Христово, сказанное апостолам при Вознесении: «Идите,
научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф.28:19,20) – определило главную апостольскую задачу. Бог послал Святого Духа апостолам, чтобы они несли весть о воскресении во все концы мира. Через апостолов это послушание установилось в церковнойиерархии – у епископов и священников. Епископ и священник, живущий во Христе, старающийся это делать, может искренне повторить за Апостолом: «Ибо, если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не
благовествую!» (1 Кор.9:16). Но это не слагает с мирян обязанности иметь послушание
благовестия. И очень хорошо, если проверить свои силы мы сможем в течение поста, кото-
рый в Церкви назван апостольским. Я бы выделил в этой задаче два основных
направления – апостольство внутреннее и апостольство внешнее. Внутреннее – для
большинства церковных и еще только ищущих своего пути и места в Церкви людей – на-
верное, самое важное. Донести Благую Весть о Воскресении Христовом, о покаянии и
преображении человека Духом Святым прежде всего до своего сердца и ума. Внутренне,
со смирением принять то, что дает человеку, ищущему Бога, Церковь. Научиться простым
вещам – просто верить, просто молиться, как я говорю своим студентам: «Без заламыва-
ния рук и закатывания глаз» (разумно и без психического надлома).
Наша внутренняя убежденность в правоте Слова Божия вместе с покаянием и жизнью
в Церкви должна дать нам самое творческое основание для нашего апостольства – мир
сердечный, иное, по сравнению с миром суетным, отношение к Богу, Церкви, человеку и себе самому. Мир, любовь, прощение, сострадание, сочувствие, боль сердечная о
неправде и несправедливости – противоположные ненависти и равнодушию качества
души-христианки. Мы должны дать Богу привить эти добрые вещи к ветвям нашей личности. Прирастить нас к Себе Самому, Он – лоза, мы – ветви. И без Него не можем творить ничего. Все в Боге и обретает свою ценность, в том числе и благовествование. И очень важно апостольство внешнее, потому что как христиане мы ответственны и за ближ-
них, далеких, за весь мир. Даже если кажется, что ну никак не может хватить сил нашей души
на самого себя, куда уж до целого мира! У одного человека никогда не достанет сил
спасти мир – он может только сотрудничать Богу, содействовать исполнению Его воли в
мире – чтобы все познали Истину и спаслись.…Но «наставляйте друг друга каждый
день,.. чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом» (Евр.3:12-13).
Во времена «дикого рынка» и навязчивого маркетинга мы научились бояться тех, кто
обещает нам что-то хорошее. Мы по душевной робости боимся предлагать нашу веру другим,
как если бы речь шла о товаре. Мы имеем чувство уважения к окружающим и не желаем, чтобы о нас подумали, что мы навязываем свою точку зрения или пытаемся в чем-то
«самом верном и правильном стопроцентно убедить». Особенно, если речь идет о такой
личной теме для разговора, как доверие Богу. Для христиан возвещать Благую Весть вос-
кресения не значит говорить об учении, наборе параграфов и пунктов, который следует
выучить наизусть. Благовествовать – значит, в первую очередь, свидетельствовать о вну-
треннем преображении человеческого существа. Благовествовать – не только значит го-
ворить с кем-то об Иисусе или о Православии как таковом, а, намного глубже, привлечь
внимание человека к тому, насколько он ценен для Бога. Так об этом говорили и святые
отцы, и многие подвижники, знающие о действии благодати Святого Духа в человеке.
Но наше внешнее свидетельство о Христе и Церкви может проистекать только из по-
следствий внутреннего апостольства, усвоения себе через законные церковные сред-
ства – пост, молитву, милостыню, Таинства (сколько уже говорилось об этом!) жизни во
Христе. Иначе наши слова не будут иметь духовной силы.
[u]Для христиан возвещать Благую Весть воскресения не значит говорить об
учении, наборе параграфов и пунктов, который следует выучить наизусть.
Благовествовать – значит, в первую очередь, свидетельствовать о
внутреннем преображении человеческого существа. [/u]
[b]Вопрос священнику
[/b]
[i]Нужно ли в пост есть невкусно?[/i]
«Из постных продуктов можно приготовить изысканные блюда. Не является
ли это грехом? Может быть, правильно в пост отказываться не только от скором-
ной, но и вообще от вкусной пищи?» Отвечает протоиерей Александр БО-
РИСОВ, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана в Шубине (Москва):
Можно так разнообразить постную пищу,
что и разговляться не захочется. Особенно Успенским постом – в конце лета много дешевых овощей и фруктов. Но такой пост теряет смысл. Ведь суть поста не просто в отказе от животной пищи, а в ограничении удовольствий. Сознательно лишая себя утешения, которое
мы получаем от вкусной пищи и вина, мы становимся чувствительнее к духовной жизни.
Если же человек озабочен, как поизысканнее поесть, ему не до духовного. Хотя он и отказы-
вается от животной пищи, но радости жизни в Господе не получает. Всему свое время. Конча-
ется пост – приходит праздник, и мы радуемся, накрываем праздничный стол, зовем гостей,
угощаем их вкусной пищей, вместе славим Господа, в том числе и благодарим Его за вкусную
трапезу, ведь это тоже дар Божий. А постом заботы о еде должны занимать минимум времени. Но искусственно делать пищу невкусной не только не нужно, но и грешно – мы же во славу
Божию вкушаем! Постная пища должна быть простой, здоровой и быстрой в приготовлении.
И не надо забывать об умеренности – если простой картошкой до отвала наестся, тоже будет
не до молитвы, не до чтения Евангелия, не до размышлений о вечном.
Мы от всего в жизни получаем удовольствие – от каждого цветка, от солнца, от пения птиц,
шелеста листьев. Да и от того, что мы просто дышим. Что же, не жить? Просто нужна рассуди-тельность. Получать удовольствие от разумного удовлетворения потребностей нормально. Грех – когда это удовлетворение переходит в страсть, мы хотим насыщаться все больше, есть все изощреннее. Первое – чревобесие, второе – гортанобесие. Конечно, пост подразумевает ограничение удовольствий, но только глубокие молитвенники и аскеты могут есть совсем невкусную пищу и не замечать этого. Большинству же людей, тем более мирянам, совсем без утешения даже в пост тяжело. Часто люди, особенно новоначальные, прочитав о подвигах святых, пытаются подражать им внешне, в том числе и постятся очень строго, безжалостно по отношению к себе, а в результате впадают в уныние, некоторые даже до нервных срывов себя
доводят. Нужна мера, которая у каждого своя. Пища должна быть простой, но достаточно
сытной и вкусной. Не может простой человек есть совсем без удовольствия
нее.
Журнал «Нескучный сад»